Любовь - вершина иерархической лестницы ценностей

Многим может показаться, что заповедь в любви на самом деле является двусмысленной. Она вроде бы призвана направлять человека к благу ближнего (Необходимо возлюбить ближнего своего), но в это же время заповедь обращается к себялюбию (..."как себя самого"). Таким образом, когда заповедь обращается к себялюбию, она как будто бы полностью следует логике золотого правила: собственные предпочтения предполагаются в качестве неоспоримого основания для отношения к другим людям. Однако, заповедь любви соотнесена с идеалом, а не с себялюбием, хотя оно, судя по формулировке самой заповеди, могло полноправно считаться отправной точкой любви к своему ближнему.

Предположения, которые высказывались различными мыслителями по поводу понимания заповеди любви, довольно-таки разнообразны. Одни утверждают о том, что в том случае, если есть необходимость возлюбить ближнего, то почему бы для начала не полюбить себя? В разные эпохи такого рода вызовы христианской этике как доминирующей идеологии могли определяться различными мотивами. Так, например, в эпоху Просвещения мыслители считали, что автономия и независимость личности представляет собой высший нравственный идеал. Призывы любить себя могут иметь под собой гуманистическую подоплеку. Но, в целом, в них все-таки игнорируется собственно содержание заповеди любви. Человек относится к себе определенным образом, поэтому необходимо возлюбить других так же. Но в то же время в заповеди любви неявным образом устанавливаются приоритеты: предполагается, что любовь к себе присуща каждому живому человеку. Это естественное себялюбие необходимо подчинить милосердному отношению к другому человеку.

Путь совершенствования в заповеди любви задан абсолютным требованием любви к Богу. Другое наставление из Нового Завета гласит: "Не любите мира ни того, что в мире". На первый взгляд, может показаться, что эта заповедь любви отворачивает человека от других людей и от настоящей действительности. Но смысл этого наставления заключается в другом, а именно: не стоит любить низменное и тщеславие, но стоит возлюбить нравственное и духовное. Человек, который посвящает себя высшему, способен по-настоящему открыться добру. Только посредством милосердия человек может осуществить нравственный идеал. заповедь любви призвана указывать на то, что милосердие только тогда способно достичь нравственной полноты, когда воплощается в действиях и поступках. Но эти действия и поступки должны быть направлены не только на удовлетворение интересов другого, но и быть основаны на стремлении к совершенству.

||
||
~ ~
down