Любовь как важная ценность в религиозной философии

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования. В проповедях Иисуса и посланиях апостола Павла намечаются различия между законом Моисея и заповедью любви. В христианстве от каждого человека требовалось не скрупулезное соблюдение правил, а праведность.

Милосердие требует от человека позволять другому все то, чего бы он хотел сам. По мнению Гегеля, Христос не просто противопоставляет высокий дух примиренности законам Моисея, своими проповедями он делает их совершенно излишними. В Декалоге дан закон, который оказывается необходимым в силу обособленности между людьми. Проповедь Иисуса задает совсем иной порядок жизни, который намного разнообразнее Моисеевых законов. Так, например, В.С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой золотого правила, которое гласит, что не надо делать другим ничего такого, которое можно получить взамен. Как известно, также еще существует правило с положительной формулировкой, и оно гласит, что необходимо стараться делать для других людей все то, что хочется получить самому. Эти правила представляют собой различные стороны одного и того же принципа.

В.С. Соловьев в своих учениях развивал тот взгляд в истории этики, согласно которому справедливость и милосердие - основные нравственные добродетели. Справедливость всегда противостоит эгоизму, а милосердие - ненависти. Таким образом, чужое страдание может оказывать влияние на того или иного человека разными способами: противодействуя его эгоизму, вызывая его сострадание: страдание другого побуждает к деятельной помощи.

Требование справедливости призвано снимать противоречие между конкурирующими желаниями и интересами людей в прямом соответствии с их правами и заслугами. Более высокий уровень нравственности задается заповедью любви. Этика милосердия призывает каждого человека не сопоставлять желания и интересы, которые сталкиваются между собой, а жертвовать своими личными интересами ради достижения блага своего ближнего.

В истории философии анализ традиции разделения милосердия и справедливости приводит к двум выводам. Как известно, милосердие является высшим моральным принципом, но при этом не стоит ждать его от других. Конечно, милосердие является долгом, но не прямой обязанностью человека. Справедливость же, напротив, вменяется человеку как беспрекословная обязанность. Милосердие в отношениях между людьми как членами сообщества является только лишь рекомендуемым требованием, а справедливость является непреложной обязанностью. Принцип справедливости утверждается обычным порядком цивилизованного общества. Заповедь любви же базируется на особом типе отношений, в которых ценности соучастия, взаимопонимания утверждаются каждым человеком по собственной инициативе.

||
||
~ ~
down