Философские методы и учения Сократа. Часть вторая.
Маевтика – форма беседы, при которой собеседник умело задает наводящие вопросы, также была отличительной особенностью диалогов Сократа.
Многие современники отмечали магическое воздействие речей Сократа на собеседников и его ироничную манеру ведения диалога.
Для более полного представления о времени, в которое жил Сократ, следует сказать несколько слов о господствующем строе. Современная Сократу демократия утратила красивые и простые идеалы, погрязла в погоне за наживой и барышами, рабами, новыми территориями.
Демократия вырождалась, а Афины вели грабительские войны. В самой гуще народа – на форуме и улицах города, Сократ беседовал с людьми, ставя в тупик своими вопросами сторонников демагогии. Демократы боялись его разоблачительного, довольно беспощадного метода ведения беседы, а аристократы считали Сократа много позволяющим себе простолюдином. Но популярность Сократа была огромна. Его деятельность власти терпели до определенного времени, пока философу не был вынесен приговор – первый смертный приговор за идейные разногласия.
Сократ мог бежать из тюрьмы, друзья предоставили ему такую возможность, он мог жить в изгнании, но предпочел верность своим убеждениям и выпил чашу яда с цикутой.
Даже его предсмертная просьба была иронична – он просил принести жертву Асклепию – богу врачевания. Обычно жертвы этому богу приносили, если человек успешно выздоравливал. То есть Сократ понимал под выздоровлением уход из этого мира.
В центре философской концепции Сократа были поиски истины, Сократ искал положительную истину, в отличие от софистов, его диалектика носила позитивный характер.
В «Апологии» практически не выделены основные аспекты философии Сократа, то есть, гораздо легче понять, как он учил, чем представить, чему именно.
Но все же, кое-что можно выделить.
Сократ не был защитником существующих богов, как не был он и атеистом. В комедии Аристофана «Облака» он изображен поклонником облаков – новых божеств. Сократ был диалектиком, рационалистом, он не боялся рассуждать о высшей силе, управляющей человеком и миром. Принцип высшей справедливости, как общемировой, так и человеческой, был для него безымянным. Но современники поняли его рассуждения как рассуждения о новом боге, который не был подобен человеку и не имел имени. А такое некультовое, не мифологическое божество для жителей Афин того времени было дикостью.
Хотя Сократ старался держаться в стороне от любой государственной и общественной деятельности, он очень интересовался жизнью общества и государства. Современной ему государственной системе - погибающему полису, с его нравами и обычаями, он не сочувствовал. Это было странное время – Афины переживали свой расцвет и упадок за очень короткий срок – всего за одно столетие. Афины в начале века – молодой полис, победитель Персии, где царит рабовладельческая демократия. В середине века наступает золотое время афинской демократии, длящееся несколько десятилетий.
Вторая половина века знаменуется началом Пелопонесской войны. Это время разрушения старых идеалов, Спарта предала Афины, вступила в союз с Персией, после олигархического переворота демократия в полисе формально была восстановлена. Но Греция второй половины 4 в. до н.э. теряет свою независимость и превращается в жалкую провинцию.
Сократ не принимает сторону ни одного из сословий, так как чувствует несостоятельность всех правящих классов – и демократов, и аристократов, видит, как нарушается справедливость с обеих сторон. У него не было ни политический симпатий, ни антипатий.
У древних китайцев есть мудрая поговорка: «Не дай бог родиться во время перемен». Но часто в такие периоды рождаются и живут гении.
Одним из первых таких гениев эпохи перемен был Сократ. Античная литература и философия рисуют нам его как гениального собеседника, диалектика и спорщика, обладающего потрясающей проницательностью, человека, вечно готового учиться и совершенствоваться. Сократ умел черпать знания отовсюду – он находил мудрость в беседах с простыми необразованными людьми, был ироничным и добродушным любителем правды, который своими вопросами легко мог разоблачить спесь и ложь.
В его образе пересеклись многие мировоззренческие тенденции и появлением Платона история обязана именно Сократу. Платон – родоначальник платонизма, был учителем Аристотеля, и эти сильные корни впоследствии послужили основой для роста множества философских ветвей: эпикурейства, стоицизма, гедонизма, пифагорейства, неоплатонизма, скептицизма, обусловили возникновение современной философии. |