Сократ о человеке и человеческих ценностях. Часть вторая.
Сократический поворот можно назвать духовной революцией в античной культуре, настолько радикально история философии изменила свое направление благодаря величию одной личности.
Для Сократа важен прежде всего человек познающий, а не человек как часть природы. Он меняет само направление интеллектуальных поисков.
Сократ поставил перед собой вопрос: «Что такое сущность человека, в чем его реальность, его природа?», и решению этого вопроса посвятил свою жизнь.
Самое главное в человеке – душа, его нравственное поведение, мыслящая активность. Такое понимание человеческой души было философским открытием Сократа, которое впоследствии послужило основой для формирования моральной и интеллектуальной традиций в культуре Запада.
Сократ не стремился сообщить другим о своих познаниях, его интересовал совместный поиск истины. Он был убежден в существовании некой нормы, которая находится выше индивидуальных человеческих особенностей.
Для того, чтобы выявить эту норму, форма диалога была очень удобна – посредством обмена мыслями, спора, можно было отыскать то, что было общим для всех, с чем все могли согласиться.
Софисты уделяли внимание изучению человеческой психологии, старались понять, как формируется личное мнение, Сократ же верил в закон разума, определяющий истину.
Сократ признавался в своем незнании – «Я знаю, что я ничего не знаю», требуя такой же позиции от других, так как полагал, что ничего так не вредит знанию, как знание мнимое.
Он вначале интересовался мнением собеседника, а потом, при помощи своей неумолимой логики, эти мнения разлагал. Сократическая ирония заключалась в этом великолепном владении диалектикой. Устраняя это препятствие, в ходе беседы Сократ постепенно выделял общее положение из обсуждаемого.
Он был убежден в том, что это может сделать каждый при помощи серьезных размышлений.
Областью, к которой Сократ применял метод индукции, была человеческая жизнь. В основе его поисков истины, состоящей из отдельных понятий, была сила его нравственных убеждений, поэтому и наука у Сократа отождествлялась с нравственным совершенствованием. Посредством своих рассуждений он стремился к формированию ясного и твердого нравственного сознания.
Сократ понимал философию как человеческие размышления о законе добра, обязательном для всех. Познание для него было неотделимо от нравственности, а совместные поиски знания – особыми этическими отношениями между людьми.
И диалектика Сократа, и учение софистов являются важными элементами историко-философской традиции, которая определила перенос объекта познания в область человеческого. Начиная с этого момента, философия стала изучать проблемы существования человека.
Основой для бесед Сократа были конкретные явления, факты жизни. Путем сравнения фактов он выделял общие моменты, анализировал их и выявлял, что препятствует их объединению. На основе найденных общих признаков он сводил факты к высшему единству. Таким образом Сократ достигал общего понятия.
Например, он начинал беседовать об отдельных проявлениях справедливости, это давало возможность дать определение понятия «справедливость» в целом.
«Определение» и «индукция» в сократической диалектике дополняли друг друга. Под «индукцией» понимается поиск общего путем анализа частных добродетелей и их сравнения, «определение» - в своем роде их классификация, установление их соотношения, выявление родов, видов.
Сократ был цельной личностью, для него важнейшей проблемой философии был вопрос жизни и смерти. Он не отделял философию от реальной жизни, его мировоззрение было цельным, жизненным, глубоким и полным выражением духовной жизни его времени.
История сделала то, чего Сократ не сделал при жизни – каталогизировала его учения, отнеся одни его высказывания - к этическим, другие – к идеалистическим, выделив диалектические, религиозные, еретические и другие учения.
Сократа считали «своим» различные идеологические течения.
История также выделила иронию и диалектику Сократа как живые родники его мысли, оттенив в его наследии то, что считается окаменелым и плохо воспринимается сегодня. |