Личность и учения Сократа. Часть третья.

Основные положения учения Сократа
Сократ о любви и эросе, о вселенском разуме и его проявлениях. Казнь Сократа и ее последствия для развития философии и этики.
Личность и учение Сократа.Часть первая.
Личность и учения Сократа. Часть вторая.
Личность и учения Сократа. Часть третья.
Метод Сократа
Сократ о человеке и человеческих ценностях.Часть первая.
Сократ о человеке и человеческих ценностях. Часть вторая.
Философские методы и учения Сократа. Часть первая.
Философские методы и учения Сократа. Часть вторая.

Попытки интерпретации мифов о героях и богах Сократ считал бесполезным занятием, предлагая начать исследовать самих себя, чтобы понять, какова природа человека, чего он стоит, в чем его суть.

Это вопрос был для Сократа самым важным, рядом с которым все остальные теряли свою ценность. Рассматривать эту проблему Сократ предлагал методом самопознания. Этот важный момент учения Сократа дошел до нас в трудах Платона – его гениального ученика.

Платон описывает визит своего учителя к одному горожанину, государственному мужу, считающемуся очень мудрым человеком. Сократ беседовал с ним о власти, справедливости, законах. В результате беседы Сократ пришел к выводу, что человек этот только кажется мудрым самому себе и множеству других людей, но на самом деле мудрым не является. Расставаясь с ним, Сократ думал о том, что они оба не знают ничего дельного, но муж этот воображает, что то-то знает, в то время как Сократ не воображает ничего.

Согласно Сократу, мудрость человека заключается в том, что он осознает свое неведение касательно важных вопросов. Мудр лишь Бог, человек может быть только философом – любителем мудрости (Платон, Федр).

Призыв Дельфийского оракула «Познай самого себя» был для Сократа очень важен при постановке философских задач, в осуществлении этого принципа он видел свое призвание и предназначение.

Сократ избрал в качестве метода своих исследований живой диалог, метод вопросов и ответов, так он испытывал и себя, и других.

В ходе споров и бесед с различными людьми он искал истину, избрав диалог формой философствования. Жизнь вне диалога, исследования и обсуждения казалась ему бессмысленной. В «Апологии» Платон пишет, что даже к смерти Сократ относился как к возможности ведения диалога с бессмертными героями, поэтами и философами.

Живая беседа, способ познания мира и человека через диалог, стали причиной того, что Сократ не оставил письменного наследия.

Сократ часто подвергал критике софистов за их стремление к успеху, на пути к которому все остальное было только средством его достижения. Секрет успеха софистов Сократ видел в их безразличии к самым важным для него вещам – добру, истине, человеку и его нравственному миру.

Отличительной особенностью его философии является стремление к пониманию. Самопознание по Сократу – поиск этических определений, забота о человеческой душе.

Сократ сочетал в себе редкие, уникальные качества – холодный, трезвый ум и горячее сердце, трезвое мышление и способность глубоко чувствовать, терпимость в одном ми фанатизм в другом. Он был фанатично предан своим идеям, полностью подчиняя им свою жизнь, и при этом сохранял способность к понимаю чужих воззрений.

В этом человеке удивительным образом переплелись пророческая вдохновенность и аналитический ум. При исследовании он проявлял критическое мышление и пылкий энтузиазм, который граничил с мистическим экстазом.

Сократ. Учение и наказание.

Сократ был убежден в том, что тяга к знаниям, заложенная в человеке, намного сильнее тяги к удовольствиям.

Знание – это добродетель, а порочность – это невежество, человек совершает дурные поступки, будучи невежественным.

Если человек посвящает свою жизнь поиску, самосовершенствованию и познанию себя, такая жизнь является благой, заботу о душе человека философ ставил выше заботы о теле.

Телеология Сократа согласована с его убеждениями в том, что моральное удовлетворение нужно искать в моральном поведении, смысл жизни человека - в его нравственном и интеллектуальном совершенствовании, так как «ничего плохого не бывает с хорошим человеком ни пока он жив, ни после смерти, боги всегда заботятся о его делах» – пишет Платон в «Апологии».

Сократ считал, что душа бессмертна. Со смертью тела он покидает материальный мир, все преходящее, изменчивое, подчиняющееся физическим законам, и ее обителью становится вечность, идеальный мир.

На суде мотивы обвинения Сократа были преимущественно политическими.

Сократ заявил, что в обсуждении натурфилософских вопросов не находит ничего предосудительного, что за свои беседы он не брал никакой платы, в отличие от софистов, взимающих плату за обучение, поэтому он никогда и не выступал в роли учителя.

Речь Сократа в суде была речью наставника, а не обвиняемого, он призывал афинян в первую очередь ценить духовные блага, а затем уже материальные. Поэтому он считал для себя недостойным просить судей и граждан об оправдании и помиловании. Он отдавал отчет, что ему грозит смертельная опасность, но не привел в суд членов своей семьи и родственников, чтобы разжалобить судей.

После того, как его признали виновным, Сократ находился в тюрьме 30 дней, он не согласился на побег, который предлагали ему друзья, решив сохранить верность законам.

В диалоге «Критон» Платон приводит высказывания Сократа, которые и много столетий спустя поражают глубиной смысла: «Не надо ни отвечать на несправедливость несправедливостью, ни делать кому бы то ни было зла, даже если бы пришлось от кого-то пострадать», «Несправедливый поступок есть зло и позор для совершающего его, и притом во всех случаях».

Сократ попрощался с женой и детьми, и оставшееся время посвятил прощальной беседе с друзьями. Они были очень подавлены предстоящим событием, но величие духа Сократа поражало их, также как и его необычайное мужество и философское спокойствие перед лицом смерти.

Сократ принял последнюю ванну, чтобы избавить женщин от процедуры омовения его тела после смерти, с полным спокойствием выпил яд. По словам Платона он «поднес чашу к губам и выпил ее до дна спокойно и легко».

||
||
~ ~
down