Личность и учения Сократа. Часть вторая.

Основные положения учения Сократа
Сократ о любви и эросе, о вселенском разуме и его проявлениях. Казнь Сократа и ее последствия для развития философии и этики.
Личность и учение Сократа.Часть первая.
Личность и учения Сократа. Часть вторая.
Личность и учения Сократа. Часть третья.
Метод Сократа
Сократ о человеке и человеческих ценностях.Часть первая.
Сократ о человеке и человеческих ценностях. Часть вторая.
Философские методы и учения Сократа. Часть первая.
Философские методы и учения Сократа. Часть вторая.

Сократ жил во время Пелопонесской войны (431-404 гг до н.э.), которая оказала огромное значения на его мировоззрение. Он жил во время величия Афин и стал свидетелем их падения. Сократ участвовал в военных операциях в качестве тяжеловооруженного пехотинца, никогда не терял присутствия духа, проявил себя как выносливый и смелый воин.

Позиция Сократа относительно государства

Сократ намеренно не участвовал в государственной жизни, говоря, что его внутренние убеждения о справедливости и законности не совпадают с позицией государства, где творится множество беззаконий и преобладает несправедливость. Однако от выполнения гражданских обязанностей, налагаемых на каждого гражданина государством (участие в суде присяжных, посещения народного собрания и др.), Сократ не считал для себя возможным уклоняться.

Постепенно власть узнала, что Сократ питает неприязнь к правительству, ему было запрещено говорить с молодыми людьми, а за неповиновение грозила смерть.

По воспоминаниям сторонника Сократа Ксенофонта, основу нормальной работы государства, его благополучия, Сократ видел в нерушимых законах и повиновении граждан.

Определяющей для Сократа была не форма правления в государстве, а строгое соблюдение законов и умелое руководство страной. Философ критиковал существующую в то время в Афинах практику, когда должностные лица избирались по жребию. Тиранию он решительно осуждал.

В Афинах того времени часть должностных лиц избиралась в народном собрании путем голосования, другая часть – посредством жеребьевки, которая рассматривалась как воля богов. На должность человек избирался на годовой срок, по истечении которого он обязан был отчитаться о своей деятельности. Большинство граждан Афин за свою жизнь занимали какую-либо должность, часто очень ответственную.

Сократ открыто высказывал свое мнение о том, что выбирать людей для руководства государством посредством жеребьевки, считающейся волей богов, глупо. Впоследствии на суде было сказано, что такие речи вызывают у молодежи презрительное отношение к государственному строю и могут привести к насильственным действиям. Из этого следовало, что Сократ антидемократ, противник равноправия. Сократ же требовал точного определения понятия «демократия», ее задач, чем часто вызывал раздражение у своих сограждан и ставил их в затруднительное положение.

Сократ с уважением относился к физическому труду и считал, что люди более справедливы и нравственны, когда они заняты полезными делами, а не когда они предаются праздному образу жизни.Он видел источник свободы и счастья в деятельной жизни, осуждая праздное времяпровождение, когда основными занятиями человека являются еда и сон. (Воспоминания Ксенофонта).

Сократ и софисты

Афины подарили человечеству замечательных личностей в сфере духовной культуры – Сократа, Платона, Софокла, Эсхила, Аристофана, Перикла и Фидия.

В Афины времен Сократа стремились попасть все известные ораторы, ученые, скульпторы, поэты и философы. Именно здесь появились софисты, ставшие популярными среди молодежи.

«Софист» означало «умелец», «мастер», этот термин применялся ко всем видам искусств и ремесел.

Позднее софистами стали называть почетных граждан, обладающих разного рода талантами и способностями – выдающихся законодателей, государственных деятелей, стратегов, врачей, архитекторов, поэтов и философов, актеров и музыкантов.

Софистов интересовал вопрос о роли человека в процессе познания. Они развивали идеи о субъективном характере оценок и представлений, в частности, они выдвинули идею о том, что прекрасное существует только для людей, в человеческом мире. Поэтому не может быть ничего прекрасного, справедливого и истинного вне человеческого общества. В то же время у разных народов, разных людей, свои представления об истинном и прекрасном. Поэтому, истин и мнений о том, что есть прекрасное столько, сколько людей.

Сократ решительно выступил против релятивизма и субъективизма софистов, но было и то, что связывало его с ними.

И софисты, и Сократ считали человека центром мироздания, ориентировали развитие философии на постановку вопроса о человеческой сущности, старались понять место человека в мире, его предназначение.

||
~ ~
down