Сократ о любви и эросе, о вселенском разуме и его проявлениях. Казнь Сократа и ее последствия для развития философии и этики.

Основные положения учения Сократа
Сократ о любви и эросе, о вселенском разуме и его проявлениях. Казнь Сократа и ее последствия для развития философии и этики.
Личность и учение Сократа.Часть первая.
Личность и учения Сократа. Часть вторая.
Личность и учения Сократа. Часть третья.
Метод Сократа
Сократ о человеке и человеческих ценностях.Часть первая.
Сократ о человеке и человеческих ценностях. Часть вторая.
Философские методы и учения Сократа. Часть первая.
Философские методы и учения Сократа. Часть вторая.

В рассуждениях Сократа немалая роль отводится теме эроса (любви) и дружбы. Сократ постоянно утверждал, что он ничего не знает и сведущ только в одной науке – эротике.

Тема любви была важна в качестве психологического обоснования тождества истины и добра: хотеть лучше узнать человека, и при этом благожелательно относиться к нему можно, только любя его.

Доброе начало есть в каждой человеческой душе, равно как и демоническое начало. Сократ уверял, что слышит голос своего демона, предостерегающий его, а также его друзей, от совершения каких-либо поступков.

Учение Сократа находили подозрительным с точки зрения государственной религии, именно за это философа обвинили в неблагочестии.

Когда Афины потерпели поражение в Пелопонесской войне, которая длилась много лет, в городе была установлена спартанская власть - «тирания тридцати». Ее возглавил Критий, в свое время бывший слушателем Сократа.

Сократ никаким образом не сотрудничал с «тиранией тридцати», но после свержения этого диктаторского режима он был привлечен к суду афинянами и обвинен в расшатывании государственных устоев. В философии Сократа они видели причины упадка демократии, ослабления Афин, наблюдавшегося после безвозвратно ушедшего «века Перикла».

Текст обвинительного приговора известен сегодня из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта. Сократа обвинили в развращении молодежи, а также в том, что он вводил новые божества, не признавая законных богов.

Об этом следует сказать более подробно.

По убеждениям Сократа боги обладали всезнанием – они вездесущи и дают людям указания о любых человеческих делах. Им известно все – и слова людей, и их дела, и тайные помыслы.

Верховное божество по Сократу – сверхчеловеческая мудрость, безличный вселенский разум. А отдельные божества – его появления. Бог для Сократа – сила, правящая миром, источник мирового порядка. Подобно тому, как душа, которая нам невидима, управляет физическим телом, определяет его поступки, поведение в целом, так и всеобщий разум, бог, которого мы не можем видеть, поддерживает мировой порядок и управляет мировыми процессами. Сократ считал, что из всех существ человек находится ближе всего к богу.

Разумными началами в мире для философа было стремление всех живых существ к продолжению рода, инстинкт выживания, любовь родителей к детям.

На стороне обвинения было три человека: владелец кожевен Анит, оратор Ликон, поэт Мелет.

Защита философа на суде послужила поводом к написанию Апологий, наиболее известная из них – апология Платона.

О последнем дне Сократа рассказывает диалог «Федон». Сократ принял цикуту по приговору суда, после чего через несколько минут умер, находясь в полном сознании.

Сократ был казнен в возрасте семидесяти лет, в 399 году до н.э.

После его смерти возникло множество сократических школ, которые основали его ученики, появились такие литературные жанры, как сократический диалог и «воспоминания» о Сократе. Это объясняется тем, что преданные ученики хотели всем желающим рассказать о личности своего учителя. Их также интересовало, какое значение история их учителя может оказать на жизнь людей, которые не знали его и никогда с ним не встречались. В результате была создана литература, где персонажи, их личные качества, события, происходящие с ними, были типизированы.

Облик Сократа, отраженный в этой литературе, малодостоверен исторически, но представляет интерес как историко-культурный миф, чрезвычайно популярный в среде философов, постоянно обращавшихся к нему. По словам Плутарха, Сократу первому удалось показать, что в жизни человека всегда есть место для философии, в любом возрасте, в любое время, что бы ни происходило с любым из нас.

Казнь великого афинского философа повлекла за собой множество интеллектуальных переживаний, была воспринята как огромная трагедия. Этапы истории этих переживаний иногда совпадают с историей развития философии, это, прежде всего, касается становления платонизма.

||
||
~ ~
down